- 03.05.2012
- 3238 Просмотров
- Обсудить
Я разобрался в разнице между физиологическим сексуальным влечением и сексуальными потребностями более высоких порядков. Хочу в данной статье описать, как и у кого я научился пониманию этой разницы и какие выводы из этого можно сделать.
Первое научное представление о сексуальной потребности я освоил из книг писателя-психотерапевта Михаила Ефимовича Литвака. В книгах с наиболее популярным стилем изложения, а также в семинарах и лекциях, которые проводит М.Е. и его ученики предлагается его модель иерархии потребностей человека по Маслоу. В упрощенном изложении она состоит из следующих ступеней:
- пищевая потребность
- оборонительная потребность
- сексуальная потребность
- потребность в лидерстве, самоактуализации
Сам же Литвак в этом месте обычно оговаривается, что сексуальную потребность для лучшего соответствия биологическим реалиям следовало бы задвинуть выше потребности в лидерстве. Так как в природе никогда незрелые или нижние в иерархии особи (как правило самцы) не допускаются до спаривания.
Данная упрощенная схема показалась мне шаткой по ряду причин. Она подходит для первого ознакомления, но к ней при некоторой вдумчивости назревает ряд вопросов. Раз уж я хочу разобраться с сексуальной сферой, то и приведу пару вопросов касающихся этого.
1. Почему нищие, полу-голодные, беззащитные бомжи или пьяницы тем не менее спариваются? Ведь данная модель предполагает, что пока не удовлетворены более низкие потребности, практически нет почвы для проявления более высоких (по приведенной иерархии). Может быть у описанных людей маленькие циклы удовлетворенности? Съел, что нашёл (пищевая+), не побили менты, не промок(оборонительная+), можно и сексом заняться, если есть с кем...
2. Почему сексуальная потребность на физиологическом уровне выражена очень ярко - сравнимо с пищевой? Ведь в приведённой модели она должна носить характер "факультативной" (простите за каламбур!)
Ответ на эти и другие вопросы я нашёл в оригинальной полной иерархии потребностей Маслоу, а прекрасную иллюстрацию своего прозрения в книгах Ермаковой и Жарова.
Так, в пирамиде Маслоу выделяются следующие уровни иерархии потребностей:
- физиологические потребности: дыхание, вода, выделение, еда, сон, секс (как физиологическое влечение — вот и ответ на первый вопрос);
- потребность в безопасности: тела, здоровья, семьи, собственности, убеждений, занятости;
- потребность в любви/принадлежности: дружба, семья, сексуальная близость (англ. sexual intimacy);
- ...
На этом я остановился, любопытные найдут информацию о более высоких уровнях в сети. Я остановился, потому что "пазл сошёлся" у меня в голове.
Выше я упомянул книги Ермаковой Светланы и Леонида Жарова. При желании их можно найти и приобрести в сети, я же в одной из книг встретил такой интересный факт. Эти замечательные ребята сошлись и стали жить вместе, а так как Света уже была умудрена жизнью предложила Лёне договориться о "свободном дне" для каждого из них - когда один из них может "не ночевать дома" (по Литваку — профилактическая амортизация). Условие у этого насколько я понял было такое, что происходящее не должно быть унизительным для партнёра — не рассказывать ничего, не делать встречи достоянием общественности и т.п. Лёня же оказался не менее умудрён жизнью, да и со Светой ему было некогда скучать и отвлекаться на посторонние сексуальные влечения-увлечения, и он не пользовался этой возможностью.
В последующем я увидел у них развитие отношений, удовлетворяющих более высокие по иерархии потребности — потребности в сексуальной близости, проявлении эротической любви, охватывающей кроме физиологии потребность человека принадлежать, восхищаться и восхищать.
Через некоторое время Леонид открывает и рассказывает читателям "тайну счастливой жизни с женой": разговаривать с ней, общаться, не иметь запретных тем, не иметь секретов-скелетов. То есть счастлив со своей женой тот мужчина, который может быть спонтанным в любом разговоре со своей женой. В связи с этим открытием Леонид сам(!) без принуждения со стороны жены или какой-нибудь там общественной морали решает никогда не изменять Свете, клянётся ей в верности и отказывается от "свободного дня" в одностороннем порядке. В дальнейшем, он упоминает, что даже во снах научился не обниматься с другими женщинами, "чтобы не огорчать Свету".
Ещё для иллюстрации физиологического влечения и его сравнения с пищевой потребностью. На какой-то телепередаче Лёня сорвал аплодисменты, когда Свету спросили, не боится ли она измен мужа в случае долгой разлуки, на что она парировала: "Я видела, как Леонид голодает 30 дней, так что уверена, что и с сексуальным влечением справится".
Только очень высокий уровень сознательности позволяет человеку совершить контролируемое лечебное голодание. Только очень высокий уровень сознательности позволяет мужчине совершить контролируемое воздержание для защиты ценностей более высокого порядка. Увы, далеко не все мужчины дорастают до осознания и принятия данных ценностей.
Лично для себя я нашёл ответ на вопрос о том, почему для удовлетворения отношениями не достаточно регулярных эротических свиданий, когда они не дополняются столь же регулярным восхищением своим партнёром, его личностными и деловыми качествами.
С уважением, Белых Александр.
PS: Чтобы не сложилось мнение, что М. Е. Литвак слишком упрощает в своих книгах популярные модели, уточняю, что развернутые рассуждения на эту тему на основе трудов Фромма и Франкла приведены в его книге «Секс в семье и на работе». Их я нашёл уже позже, когда решил поискать ещё иллюстрации и рассуждения на освещаемую тему.
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.